Друг или босс?

Виды корпоративных культур











Расстановка приоритетов, способы коммуникации, методы разрешения конфликтных ситуаций – из этих и ещё сотни параметров складывается корпоративная культура. Иными словами – внутренние стандарты поведения, сформировавшиеся в компании.


Из ключевых компонентов корпоративной культуры можно выделить:



  • Формальные и фактические ценности и принципы.

  • Распределение ролей в команде, концепция лидерства и карьерного роста.

  • Модель поведения во внешней бизнес-среде и показатели успешности.


Уже этих трёх признаков достаточно, чтобы точно определить, к какой
из 4-х групп относится корпоративная культура. Об этом и расскажем далее.


Иерархический тип



Основой такой корпоративной культуры является строгость правил и формализация процессов. Базовые ценности подобного формата: стабильность, основательность
и рациональность. Принято регламентировать всё и вся. Чаще всего это узконаправленные компании.


Подход к персоналу обезличен:



  • Подбор и оценка сотрудников происходят на основе тестов и баллов.

  • Права принятия решений четко распределены на каждом уровне.

  • Инструкции и правила всегда приоритетнее людей.


В иерархических культурах лидерами признаются те, кто умеет хорошо организовывать и координировать. Они должны поддерживать работоспособность и предсказуемость коллектива в долгосрочной перспективе.


При такой культуре все бизнес-процессы направлены на рентабельность, надёжность
и соблюдение сроков. Мерило успеха – плавные графики в ежемесячных отчетах
и снижение расходов.


Довольно распространенный вид организации: так устроены госструктуры, многие сетевые компании и глобальные бренды-производители.



Рыночный тип



Уже из названия можно понять, что в этом случае всё внимание направлено
на экономический результат. Основными ценностями в такой корпоративной
культуре будут продуктивность, целеустремленность и конкурентные
преимущества. Основополагающий принцип – добиваться первенства любой ценой.


Отношения в подразделениях строятся на соперничестве. Менеджмент жёсткий
и требовательный. Тем не менее существует общий командный дух: каждый
нацелен на успех (как личный, так и корпоративный) и поддержку репутации.


Эффективность оценивается по «отвоёванной» доле рынка и «вторжению» на новые,
по лучшим ценовым предложениям. Конкурентоспособность здесь главный ориентир.


Большое внимание уделяется взаимодействию с внешними объектами (заказчиками, поставщиками, государственными органами): важно держать руку на пульсе,
чтобы побеждать конкурентов. Главные задачи: повышение доходности
и усиление позиций в своих бизнес-нишах.


Предпочтение отдается агрессивным стратегиям. Ровные результаты
неприемлемы. Вектор рыночной системы направлен вперед и вверх –
на постоянное развитие и завоевание лидерства.


Клановый тип



Единство, взаимопонимание, персонализация – на этом базируется клановая корпоративная культура. В такой организации царит дружественная атмосфера
и взаимная поддержка. Деятельность персонала строго не регламентируется: инструкции минимальны, нет чёткого распределения управленческих ролей
и внутренней конкуренции.


Всё подчиняется принципу «культура – это мы»:



  • Работники вовлечены в бизнес и внутренне ощущают ответственность.

  • Компания имеет обязательства перед персоналом.

  • Работа строится по бригадной системе.


Лучшее сравнение для этого типа – большая семья. Ключевые сотрудники
выполняют функцию наставников (а порой и родителей). На них лежит задача
по созданию комфортного микроклимата для эффективного труда. Устойчивость предприятия закреплена традициями и лояльностью.


Бригады наделены довольно широкими полномочиями: найм и увольнение членов, создание внутренних развивающих и мотивационных программ. А также получают определенную долю от прибыли


Акцент делается на поддержании психологического климата, способствующего раскрытию потенциала. Успех компании соотносится с успехом каждого.
Так здесь формируют благоприятную среду для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества – и с работниками, и с потребителями.


Адхократический тип



Прогрессивная культура, построенная на балансе творчества и предпринимательства, быстро адаптирующаяся к изменениям внешних факторов. Развивалась в процессе перехода от эпохи индустриализации к эпохе информатизации на фоне растущих
темпов коррекции рыночных условий. Приоритетные ценности: инновации, гибкость
и готовность к риску.


От людей тут ожидают самоотдачи, личной инициативы и смелых идей. Иерархия
не закреплена, управление переходит от одного к другому. Лидерам присуще новаторство и решительность. Менеджмент должен способствовать творческой активности и поощрять инициативу. Усилия сфокусированы на динамичном
росте предпринимательства.


В такой организации команды формируются под конкретный проект или задачу,
а по завершении переформируются в новые. Поэтому очень важна готовность
к переменам и новым вызовам.


Адхократическую систему объединяет приверженность инновациям и экспериментам, стремление быть в авангарде прогресса. Долгосрочное планирование нацелено
на расширение, освоение новых ресурсов и лидирующее положение на рынке. Успех отождествляется с созданием и реализацией новых уникальных товаров / услуг.


Адхократия характерна для предприятий высокотехнологичных отраслей, ИТ-сектора, киноиндустрии и консалтинга.



Нельзя сказать, что какой-то вид корпоративной культуры лучше или хуже других. На их эффективность во многом влияет сфера деятельности организации,
её миссия и конечные цели.


Карина Борисенок,


Подписаться на рассылку





Автор статьи — Карина Борисёнок, специалист по проектированию потребительского опыта агентства Opencore и сооснователь профессионального брендингового сообщества We branding

Подписаться на рассылку







Бізбен хабарласыңыз